В этом рейтинге Россия стоит между Зимбабве и Пакистаном на136-м месте из 144. Ниже из стран, которые считаются цивилизованными, оказался только Израиль. Последние десять фигурантов – это развивающиеся страны, где, как принято считать, опасно даже находиться. Завершают перечень Афганистан и Ирак. Первое место в опубликованном рейтинге заняла Новая Зеландия, возглавившая первую десятку самых миролюбивых стран, в которую вошли также семь малых государств Евросоюза, Япония и Канада.
Германия заняла 16-е место, Британия - 35-е, Босния и Герцеговина, где еще недавно шла война, - 50-е, Китай - 74-е, Украина - 82-е, США -83-е, Грузия -134-е.
Из постсоветских государств, самым мирным, с точки зрения составителей рейтинга, оказалась Эстония, оказавшись на 38-м месте.
Составителями "Всемирного рейтинга миролюбия" в течение трех последних лет являются эксперты аналитической компании Economist Intelligence Unit, связанной с лондонским журналом Economist, и Центра по исследованию проблем мира и конфликтов Сиднейского университета, которые используют сведения, предоставленные ООН, Международным институтом стратегических исследований и Всемирным банком.
Двадцать пять главных параметров, по которым каждой стране выставляются баллы, касаются взаимоотношений с остальным миром, особенно с соседними государствами, уровень военных затрат в процентах к ВВП, экспорт оружия, численность военнослужащих, находящихся за пределами национальных границ и другие.
Необходимо отметить, что ученые особенно внимательно рассматривают не столько внешнюю политику государства, сколько тяготение общества к насилию. Параметрами этого изучения являются уровень преступности, личная безопасность, гуманность законов, количество заключенных, соблюдение прав человека, терпимость по отношению к всевозможным меньшинствам.
Этот рейтинг – часть более крупного проекта "Перспективы человечества" (Vision of Humanity), автор которого - австралийский богач и филантроп Стив Киллелиа - уверен в том, что миролюбие, гуманность и терпимость убыстряют экономический и научный прогресс.
Многие видные общественные деятели, в частности, Далай-лама, епископ Десмонд Туту, Джимми Картер, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц и королева Иордании Нур поддерживают инициативу Киллелиа, проводя данный рейтинг довольно стабильно.
Первое место в 2007 году заняла Норвегия, в 2008-м - Исландия. В этом году они оказались соответственно на втором и четвертом местах.
Соединенные Штаты Америки в 2007 году были на 96-м месте, а год спустя - на 97-м. Как считают специалисты, некоторое повышение их рейтинга связано с затуханием войнных действий в Ираке, а совокупная невысокая оценка - с военной активностью за рубежом и немалым количеством заключенных.
Два года назад Россия заняла 118-е место в рейтинге, проводившемся среди 121 страны, которые подвергались оценке экспертами. В прошлом году - на 131-м месте из 140. И совершенно очевидно, что делать выводы о ней как об агрессивном обществе только в связи с августовской войной на Кавказе, совершенно ошибочно.
По опубликованным в феврале нынешнего года результатам международного опроса общественного мнения, целью которого было выяснение, к какой стране респонденты относятся с самый большой симпатией, оказалось, что из 21 государства на первом месте оказалась Германия, США - на 15-м, Россия - на 17-м месте, из чего следует, что мнения проводивших рейтинг миролюбия специалистов и обыкновенных граждан в основных чертах совпали.
Однако, как утверждает российский политолог Дмитрий Орешкин, любой рейтинг неизменно зависит от того, кто его составляет, а вследствие этого критерии оценки зачастую индивидуальны и неопределенны. Так, к примеру, то, что Россия на какое-то количество баллов ниже Зимбабве и выше Пакистана, - является достаточно условным заключением.
"А вот то, что мы не попали ни в первую треть, ни в первую половину, - это уже закономерность", - полагает он.
С точки зрения Орешкина, в соответствии с западными представлениями о жизни, с которыми можно соглашаться или нет, российское общество и впрямь кажется военизированным и агрессивным. "Это советская наследственность: убеждение, что все представители сильного пола должны служить в армии, оборонное сознание - повсюду враги. Это и еще более древняя традиция, идущая со времен Золотой Орды.
Воззрение "каждый мужчина - воин" - это ордынская идея. Средневековое европейское общество базировалось на разделении социальных ролей: кто-то пашет землю, кто-то шьет сапоги, кто-то производит оружие, а кто-то им воюет", - продолжает ученый.
"Мы сроднились со штампами "народ-воин", "народ-победитель" и привыкли превыше всего гордиться воинскими подвигами, считать ратный труд важнее любого другого, - говорит Орешкин. - Австралийцев и даже нынешних немцев такие речи шокируют. Они не могут разобраться, что за люди русские: живут неважно, но готовы потратить практически любые деньги на оборону, когда нападать на них никто не предполагает".
Как раз то, что российские дети до сих пор играют в войну, является наглядным примером национальной психологии.
Для наших соотечественников подобные детские игры привычны и не наводят на мысль о том, что такое поведение детей кому-то может показаться удивительным. Однако малолетние американцы или немцы в такие игры не играют, "у них война не является предметом постоянного жизненного обихода".
"Мы видим мир, который нам постоянно угрожает, а это издержка нашего мышления, - подметил аналитик. - Мир совершенно не такой, как нам кажется. Мы глядим на мир так, как нам кажется правильным, а это зависит от установки нашего видения, которая формируется общественной жизнью и видоизменяется чрезвычайно медленно".
С точки зрения большинства наблюдателей менталитет многих россиян не только в политике, но и в обыденной жизни отличает культ силы и презрение к слабым.
Везде и всюду можно видеть проявления данного поведения – в напористой, грубой привычке вести разговор, поведении автоводителей на дорогах, армейской "дедовщине", невнимании к проблемам инвалидов, увлечениях оружием, охотой и силовыми единоборствами, в повышенном интересе к криминальным и тюремным традициям и воровскому шансону, в ксенофобии и гомофобии.
В результате стадии первоначального накопления стала модной "крутизна", и даже абсолютно законопослушные люди начали внешне подражать бандитам, ведь в жизни необходимо быть жестким, «крутым» и никому ни в чем не уступать.
Интересны в этой связи признания известного специалиста по детской психологии Сергея Ениколопова, который рассказал, что к нему часто обращаются родители с просьбой "вылечить" их сыновей от покладистости и душевности.
Еще одним важным моментом является недружественное отношение к меньшинствам, от политических диссидентов и правозащитников до людей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Как считают европейцы и американцы, все главные права человека, в основном, сводятся к одному: праву быть не как все. И вследствие этого необходимо защищать и беречь меньшинства.
В России до настоящего времени думают иначе: если оказался в меньшинстве - признай свою ошибку и встань в общий строй или хотя бы веди себя тихо и неприметно. "У нас нельзя оказаться не таким, как все, - заявляет Дмитрий Орешкин. - Люди стесняются даже своей леворукости или малого роста".
Естественно, иностранцы все это видят и делают выводы. "А поэтому, что бы мы о себе ни мнили, как бы сами себя ни славословили, если бросить взгляд со стороны, мы - достаточно агрессивный народ, - сделал вывод политолог. – И рейтинг миролюбия отображает подлинное положение вещей."
Конечно, можно быть удовлетворенными своим национальным характером и стилем жизни и не концентрировать внимания на чужих мнениях. Однако в этом случае, не нужно обижаться на рейтинги. Смотреться в предложенное им зеркало, или нет - дело россиян.
8 июня 2009